Аннотация
Инвестиции в человеческий капитал являются необходимыми мерами для повышения качества жизни людей, развития компаний или для роста экономики страны в целом.
В статье исследуются компетенции, знания и навыки, которые получили казахстанские выпускники зарубежных вузов в процессе обучения в других странах, а также изучаются барьеры и препятствия, которые мешают казахстанцам полностью применять на работе свой интеллектуальный потенциал.
В период с 26 апреля по 29 мая 2021 года, на базе онлайн Google формы проводился опрос среди казахстанских выпускников зарубежных вузов. 1111 человек приняли участие в анкетировании.
По итогам научного исследования было выявлено, что по завершению обучения в зарубежных вузах казахстанцы выходят на рынок труда с определенными наборами качеств, в основном включающими в себя аналитические способности, компьютерные и коммуникативные навыки, лидерство, знания в области менеджмента, языковые компетенции и другие навыки. Однако уровень применимости определённых знаний, компетенций и навыков в профессиональной деятельности выпускников зарубежных вузов находится на низком уровне. С течением времени это приведёт к регрессу и снижению компетентности работников. Чтобы не допустить самых худших сценариев, Республике Казахстан уже сейчас следует начать работу по реализации эффективной государственной политики в области образовательной миграции и развития человеческого капитала.
Статья выполнена в рамках грантового финансирования Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (ИРН АР13067766).
Ключевые слова: образовательная миграция, интеллектуальный потенциал, программа «Болашак», Казахстан.