Аннотация
Распад советской системы и обретение Независимости обозначили ряд вопросов, связанных с трансформацией политического и социокультурного пространства. Производство смыслов и интерпретаций социальной реальности стали содержательной частью посткоммунистического транзита. Возникла необходимость формирования политик, направленных на создание новой казахстанской идентичности. В СССР за эту нишу отвечала идеология, но казахстанская политическая система декларировала принцип идеологического плюрализма. Отказавшись от такого мощного инструмента конструирования социально-политических и иных сущностей, новая власть предложила другой мотивирующий тезис «сначала экономика потом политика».
Однако идеологическое многообразие, при доминировании экономической повестки оказались неспособными выполнять функции консолидации и тем более создавать картину будущего. Общество оказалось в состоянии непривычной для него «безыдейной реальности». Так как в течение всего советского периода идеология определяла не только политическое развитие, но и держала под тотальным контролем сферы культуры и частной жизни.
В настоящей статье будет предпринят анализ инструментального использования истории и историзации в процессах национального строительства. Основным методом будет являться историографический анализ. Это позволит выявить закономерности процесса накопления знаний по исследуемой проблематике.